Мебель Италии. Итальянский дизайн конца 60-х начала 80-х.

За последние 50 лет история мировой культуры шагнула далеко вперед благодаря открытиям итальянских дизайнеров.

Многие предметы современного интерьера стали до такой степени привычными, что заставили нас забыть о своем происхождении. Немногие знают, кто придумал первый стеклянный столик, или кто явился создателем мягкого кожаного кресла в форме мешка, наполненного пластмассовыми гранулами. Тем не менее, мебель high tech, которую мы сегодня так часто можем встретить в наших офисах и самых элитных заведениях, зародилась в воображении итальянских дизайнеров и архитекторов.

Итальянская мебель, Мебель Италии Кресло "Sacco" , 1968 Gatti, Paolini, Teodoro

 

Итальянская мебель, Мебель Италии Стеклянный столик "Marco Zanuso", 1970

В послевоенное время Италия одной из первых осознала необходимость создания исключительных по эстетике и комфорту предметов.В пятидесятые годы многие мастера-краснодеревщики продолжали производить традиционную итальянскую мебель, следуя различным историческим стилям. Но несмотря на высокое качество итальянская мебель не находила достаточного спроса на европейском рынке, где все больший приоритет начинал отдаваться скандинавским стандартам. Экспорту итальянской мебели грозила неизбежная катастрофа, поэтому делать ставки на развитие дизайна было выгодно не только крупным компаниям, но и владельцам мелкого семейного бизнеса, которые впоследствии станут первыми профессиональными дизайнерами, ведь именно им было легче всего притворять в жизнь собственные идеи.

Новые эстетические требования привели к использованию новых материалов в интерьерах для дома и офиса, таких как: сталь, хром, пластик, стеклянные волокна, благодаря чему итальянская мебель становится воплощением эксклюзивных решений и технологий.

Настоящий фурор итальянский дизайн произвел в середине 60-х на выставке i Saloni Milano, организованной по аналогии с выставки в Париже и Кельне для демонстрации достижений в производстве итальянской мебели. Эта выставка заставила заговорить весь мир об итальянском дизайне как о новом явлении.

«Итальянцы бросают вызов всему миру. Итальянская мебель удивляет, может быть, даже раздражает, но не оставляет равнодушным» ( Muebles et decors, Париж).

Многие образцы итальянской мебели стали подлинными иконами стиля и заняли свое законное место в различных музеях мира.

В 1965-1976 гг. история итальянской мебели, как и в предыдущие эпохи, тесно связана с историей мирового искусства. В конце 60-х как своеобразная реакция на господствующий в то время «Хороший дизайн» в Италии возникают «Радикальный дизайн» и «Антидизайн». Оба эти направления, выдвигая утопические иррациональные проекты, боролись с принципами модернизма и немецкого рационализма. Радикально настроенная молодежь искала альтернативные формы. Классическим образцом «Антидизайна» является кресло-мешок Sacco итальянских архитекторов: Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, 1968).

«Радикальный дизайн» возник в рамках движения «Радикальная архитектура». Его основными центрами в Италии были Милан, Флоренция, Турин. Одним из основоположников этого движения считается Этторе Соттсасс. В нем принимали участие так же такие дизайнеры, как Гаэтано Пеше, Алессандро Мендини, Андреа Брацци и др.

Все работы представителей «Анидизайна» и «Радикального дизайна», возникшие на волне Поп-Арта, носили экспериментальный характер и выражали насмешку над претенциозностью «хорошего вкуса».

Начало использования в 60-х гг новых материалов пришлось как нельзя кстати для выражения новых настроений и итальянская мебель становится все более экстравагантной. С появлением PVC стало возможным изобретение надувных диванов, кресел, подушек и даже ламп, а использование новых технологий набивки произвело переворот в производстве мягкой мебели в Италии. Но, несмотря на своеобразие формы, нетрадиционная итальянская мебель была очень удобной.

Итальянская мебель, Мебель Италии Диван "Sunset in New York", Gaetano Pesce, 1980

Итальянская мебель, Мебель Италии Софа "Bocca", Studio 65, 1970

Итальянская мебель, Мебель Италии Кресло "Blow", De Pas, De Urbino, Lomazzi, Zanotta, 1967

В 80-ые итальянская мебель от радикально настроенных дизайнеров, заложивших теоретические основы стилистическому направлению «Пост-Модернизм», продолжает быть вызовом «хорошему вкусу». В 1981 году в Милане Этторе Соттсассом, Андреа Бранци и Микеле Де Лукки была основана группа «Мемфис» по названию песни Боба Дилана “Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues again”, которая много раз проигрывалась во время собрания дизайнеров. Название группы было символично еще и тем, что напоминало о древней культурной столице Египта и одновременно являлось названием родного города Элвиса Пресли. На Мебельной выставке в Милане того же года неординарные проекты этой группы, выполненные из экономичных ярких материалов вызвали настоящий шок.

В 1988 году группа распалась, но ее идеи до сих пор используются архитекторами и дизайнерами в офисных , гостиничных и домашних интерьерах.

Итальянская мебель, Мебель Италии Книжный шкаф "Carlton", Ettore Sottass, 1981 MEMPHIS

Итальянская мебель, Мебель Италии Супер лампа, Martine Biadine, 1981, MEMPHIS

 

По материалам:
«История дизайна», С. Михайлов
www.mobiliditalia.it
 
Итальянская мебель от известных Итальянских фабрик. Итальянские кухни в Москве в салонах и на заказ, классика и модерн.
www.intmeb.ru.